«Надо понять, что Бог творит Свою волю о нас

через людей, которых Он посылает нам. Нет

случайных встреч: или Бог посылает нам нужного человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас»

О. Александр Ельчанинов

 

Когда человек покидает этот мир, оставшиеся на земле, при мысли о нем, вспоминают главное:  светлым он был или  наоборот. Все мелочи, касающиеся его, отходят на второй план, и личность новопреставленного встает перед тобой в своей истинной сути.

На сайте «Российского писателя» кончину большого русского поэта Валентина Устинова назвали «блаженной», и в этом непривычном для уха слове мне видится главное в отношении писателей России к Валентину Алексеевичу.

Когда печальная весть о Валентине Устинове облетела писательское сообщество, многие из тех, кто был хоть немного знаком с ним, написали об этом его бывшей жене, поэтессе Диане Кан. Она ответила всем сразу одним письмом, где в частности написано: « Сегодня целый день думаю, метафизика или просто совпадение. Вчера я практически впервые в жизни приехала в гости к коллегам – в 10 часов утра в Великий Новгород – город, о котором была столько наслышана преимущественно от своего первого мужа – поэта Валентина Устинова. Литературная юность Валентина была связана с этим городом, который он так и называл Господин Великий Новгород – ностальгически и с уважением. И в это же самое время, когда я в Великом Новгороде осматривала замечательные исторические достопримечательности этого города, который, как я поняла, умеет восхищать – в это самое время умирает Валентин Устинов, который, собственно, и когда-то, 20 лет назад, заочно познакомил меня с этим городом… И меня сразу словно пронзило это странное и страшное совпадение. Я подумала – к чему оно? И зачем оно? И что оно? Просто совпадением это назвать – так это совпадение один к тысяче… Но это определенно какой-то знак – знать бы еще какой!..»

Я не цитирую полностью письмо Дианы, где много точных слов о Валентине Алексеевиче, таком, каким его многие знали. Я сейчас говорю немного о другом. Я, как и Диана, незадолго до ухода Валентина Устинова, почувствовала, что Господь заботится о нем, хотя поняла это позже, когда его не стало. Некоторое время назад он передал мне подборку своих стихов для публикации в журнале. Подборка ждала своего часа, как вдруг, готовя новую подачу материалов, я, вроде бы беспричинно, вспомнила о Валентине Алексеевиче и решила, что его стихи нужно срочно напечатать в журнале «Смена». Я тогда не знала, что он уже в критическом состоянии. Журнал с опубликованными стихами увидел свет, но  Валентин Алексеевич, к сожалению, не успел подержать его в руках. Но все-таки, слава Богу, что в его трудные последние дни его поэзия в очередной раз пришла к людям. И что мы с мужем Николаем Переясловым, еще при жизни поэта, написали совместную рецензию на его новую книгу «Метельный храм», ведь когда он дарил ее нам, то однозначно хотел, чтобы в наши души в очередной раз ворвалась его поэзия.