Книга Марины Переясловой «Дамское рукоделие» (Москва: Издательство «Традиция», 2014) довольно сильно отличается от всего того, что делают сегодня многие другие её коллеги-писательницы. Во-первых, она не побоялась нарушить ставшую традицией в последние годы практику издания исключительно одних только романов и рискнула соединить под одной обложкой три таких не похожих друг на друга литературных жанра, как проза, критика и эссе. А во-вторых, бросив большинству литературных критиков определённый вызов, заключённый в названии «Дамское рукоделие», словно бы демонстративно показывающем их пренебрежительное отношение к творчеству пишущих женщин, она перешагнула через утверждённые издателями правила сочинения исключительно выдуманных любовных романов и вынесла на всеобщее обозрение глубоко реалистические, полные правды произведения, возвращающие читателям давнюю традицию осмысления жизни с её проблемами посредством литературы. Не случайно в статье «Женская проза в контексте современной литературы» И.Г. Зумбуладзе писал, что «выделение «женской прозы» в контексте современной литературы обусловлено несколькими факторами: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой». Все эти три фактора отчётливо проявляют себя в книге Марины Переясловой «Дамское рукоделие».

Открывает её раздел «Проза», в который входят небольшая повесть «Во сне я писала роман» и пять рассказов – «Из любви к искусству», «Дилогия любви», «Сроки», «Руки Господа» и «Поездка в Шенталу». Все эти произведения настолько просты и правдивы, что нельзя не поверить тому, о чём в них идёт речь, а речь в них идёт не о чем другом, как  о жизни – то есть о близких людях, о судьбе, о душе, о творчестве, о счастье и, конечно же, о любви. И в какой-то степени – о Боге, о существовании Которого она параллельно с творчеством постепенно узнавала в течение всей своей жизни. «Прожив на свете не один десяток лет, – пишет автор о своей героине, – она осознает, что способность писать стихи, так же, как и способность петь, дается человеку свыше – это Божий дар. Господь выбирает человека для озвучивания своего замысла, и этот избранник становится своеобразным радаром, улавливающим звуки небес и предлагающим их обитателям Земли».

Главной темой прозы Марины Переясловой, без сомнения, является любовь. И было бы странно, если бы это было иначе, поскольку любовь – это и есть то основное, что составляет содержание женской жизни. Любить – это значит наполнить свою душу ярким тёплым светом и передать этот свет тем людям, которых ты любишь – мужу, детям. И этот свет передаётся читателям, в том числе, и через литературное творчество.

Как бы подтверждая это, в книгу Марины Переясловой очень органично входит второй её раздел – «Критика», который составляют такие статьи, как «Искусство понимания», «Поэзия как зеркало души», «Как быть счастливой», «Писательское счастье» и некоторые другие. Всего в этом разделе одиннадцать статей и рецензий, посвящённых творчеству Виктора Перегудова, Ивана Переверзина, Ирины Ракши, Валентины Коростелёвой, Юрия Пахомова, Владимира Бояринова, Виктора Розова, Владимира Илляшевича и ряда других писателей, включая авторов прекрасного петрозаводского журнал «Север». Но, что характерно, Марина Переяслова посвящает свои работы не столько анализу поэтического стиля рассматриваемых ею стихотворений или сюжетным поворотам прочитанных рассказов и повестей, сколько состоянию душ их авторов, их отношению к миру и греющим их сердца чувствам. «Если писателю по-настоящему важно то, о чём он пишет, то и читатель невольно прикипает душой к родным местам и памятным событиям автора, – размышляет она над книгой известного московского прозаика Юрия Пахомова «Вот и грибы собирать пора». – И повествование своё Ю. Пахомов ведёт в настолько совершенной литературной манере, что язык его исповеди как бы не замечаешь, а просто вдыхаешь его естественно, как воздух».

Так же, как этот самый воздух, проникает в душу читателя и замыкающий книгу «Дамское рукоделие» раздел «Эссе», в который входят такие произведения как «Весточка от Шаганэ», «Неслучайные мысли», «Дожить до Тебя», «Берегись вампира!» и другие. По-своему тепло воспринимаются миниатюрные записки о домашнем коте «Марс в нашем доме», который пьёт воду из крана, ворует у мужа писательницы авторучки и обожает купаться в оставленных на виду рукописях. «Стоит мне или мужу оставить на диване раскрытые блокноты или страницы наших черновиков – он уже тут, как тут, уляжется на них, и такой счастливый, что даже прогонять жалко. Начнёшь писать – он лапку тянет к строчке, будто редактирует написанное. А отойдёшь в сторону – развалится на листах, и словно бы купается в исходящей от них энергии творчества…»

Подобные зарисовки воспринимаются, на первый взгляд, как мимолётные и отчасти второстепенные миниатюрки, не несущие в себе особенной философской нагрузки, но и они вносят дополнительную чудесную краску в полотно жизни, которое открывается перед читателем со страниц «Дамского рукоделия». Рукоделие это, как оказывается, получилось отнюдь не пустышкой, а содержательным и глубоким произведением, передающим испытанные в жизни чувства. «Нельзя во всех случаях говорить о мелкости и узости тем, примитивности фабулы, о жеманстве, сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами», – написал в своей серьёзной работе «Женская литература» А. Кайданский. И он действительно прав, так как книги женщин-писательниц иной раз настолько приковывают к себе внимание читателей, что от них невозможно оторваться. И при этом они не только доставляют удовольствие прекрасно написанными ими литературными текстами, но и открывают в окружающий нас мир дополнительные двери, которые ведут читателя к иной раз не замечаемому нами рядом с собой счастью.

 

Алексей Белогрудов