Переяслова. О самом главномКак мы не любопытны!  И отсюда — как мы, имеющие отношение к

писательству, недостаточно знаем друг друга. Это классическое восклицание  еще раз вспомнилось мне, когда у меня в руках однажды оказалась книга Марины Переясловой «О самом главном». Не­обычная книга. Уже длительное время Марина Переяслова возглавляет пресс-центр Международного Сообщества Писательских Союзов, которое располагается на знаменитой Поварской,52. Знали мы, ее коллеги, по работе, что она регулярно пишет статьи и берет интервью у писателей, артистов, художников, режиссеров, а также госудapcтвенных  и общественных деятелей, публикуя их в периодической печати. Настал момент, и ее интервью и беседы оказались собранными в единое издание – «О самом главном. Беседы с пассионариями России». В первую очередь в этом издании предстает творческий портрет самой Марины: она и поэт, и прозаик, и публицист, выступавший во множестве  центральных газет, журналов и альманахов, а также в коллективных сборниках. и в отношении нее необходимо снять упрек «не любопытны!»          Она-то как раз любопытна, чему наглядное, убедительное свидетельство – «Беседы о самом главном». и этих бесед — более двадцати, основные — с Сергеем Михалковым,

Владимиром Бояриновым, Георгием Данелия, Николаем Бурля­евым и многими другими. Причем автор нигде не употребляет понятия «интервью». И верно делает. Интервью — нечто стороннее,  холодное. А здесь , именно беседы. Не просто вопрос — ответ, а взаимозаинтересован­ный разговор, диалоги-размышления… Все продумано, по существу, то есть — о главном. Марина Переяслова так определила свое писа­тельское устремление: «Самая большая ценность в России – это, без сомнения, ее люди, беседы с которыми наполняют душу верой в не­- избежность торжества Божественной справедливости и в новое возвышение нашего Отечества».

 

Некоей, вроде невыставленной напоказ, взрывной бомбочкой в этой книге можно назвать слова Николая Переяслова, героя одной  из бесед: «Мы не должны забывать, что в России сегодня строится капита­лизм, а я уже не раз писал о том, что это — совсем не тот строй, который созидают СООБЩА, ВСЕМ МИРОМ, наоборот — здесь действует жесткий принцип:  каждый сам за себя», а потому у нас сейчас делается все для того, чтобы из страны как можно быстрее выветрился дух коллективизма и воцарился дух индивидуализма». Верно? Вряд ли возможны возражения. Однако — пока «делается». А будет  ли «сделано» — весьма не категоричная перспектива, огромная проб­лема, общегосударственная, общенациональная, вернее, общенародная. Невозможно представить, что весь российский, а особенно рус­ский народ — всех жителей городов и весей — «сделают » носителем индивидуализма… У россиян имеется — и пока крепко! — тяга к ду­ховной общности, мыслительной, сердечной, состра­дательной, крепкому государственному бытию.. Примечательно, что все — подчеркиваю, все — участники бесед исповедуют именно это мироустройство, всей сутью своей деятельности активно выступают против принципа «каждый за себя».

Сергей Михалков: «Bceм своим творчеством я утверждаю простые и вечные истины: любовь к Родине, сотворение добра, уважение друг к другу». Доказательную весомость имеет и определенный вывод, к которому пришла устро­итель бесед в размышлении о невероятной человеческой и писательской судьбе драматурга Виктора Розова: «Россия — необычайно богатая страна, ее искусство до предела насыщено положительной подпитывающей человека энергией, способной пополнять его душевные и духовные силы».

Конечно, наши — граждан патриотического настроя — тревоги и душевные терзания: как жить в капитализме и при «духе индивидуализма» имеют под собой основания. Но хочется надеяться, что большая часть народонаселения страны верует в другие ценности, сконцентрированные в десяти библейских заповедях, а потом — в середине ХХ века — перешедших в модернизированном виде в известный Моральный кодекс строителя коммунизма. А как же идеологи и все столпы капитализма? Они ведь, по идее,- верующие, приверженцы той или иной религии и значит, поклоняются главным религиозным заповедям, в частности, при­верженцы христианства — христианским заповедям, а — веди линию! — опосредованно и коммунистическому Кодексу. Не провидится ли здесь закольцованность?          Такие размышления над книгой «О самом главном» вызвали чуть ли не еще одну беседу. Книга эта не очередная, а этапная. Коли так, то предполагается следующий этап. В этом отношении хотелось бы предложить автору «материал». Персонажи книги «О самом главном», как говорится, у всех на виду и на слуху. А ведь еще и  глубинная Русь. И уж там, по моему стихо­творному определению:

А сколько их, талантов на Руси?

А столько, сколько радостей и болей.

Вместе с тем негоже упускать из виду и наших творческих соотечественников из бывших советских союз­ных республик. Допустим, весьма состоятелен как кандидат для «бе­сед» казахстанец, поэт Владимир Гундарев, создатель и главный редак­тор замечательного русскоязычного литературного журнала «Нива», ныне даже более популярного, чем «Простор». Я много лет знаю поэта Анатолия Бережного. Он живет в Кыргызстане, в Бишкеке, бывшем Фрунзе. Многие московские поэты-друзья всегда с теплом отмечали «необыкновенную поэтическую ауру, царящую именно во Фрунзе». Анатолий

Бережной — поэт-максималист, творящий на пределе мысли и чувства, переводчик классики киргизской поэзии, менестрель. И он же — многолетний переводчик, исследователь «Слова о полку Игореве»,  по многим моментам оппонент всем предыдущим его переводчикам и исследователям. И таких литераторов — не счесть!

Главное впечатление: «Беседы о главном» — островок нравственного здо-ровья: российского, брошенного в мутную пучину капиталистического рынка.

 

Евгений Колесников